Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Основные направления работы, проводимой в логопедическом кабинете
- логопедическое обследование;
- составление индивидуальных планов и планов подгрупповой работы;
- проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
- консультирование педагогов и родителей;
- ведение документации.
Виды работ учителя-логопеда
. Индивидуальное обследование
2. Индивидуальная консультация
3. Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие
4. Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие
5.Консультативная деятельность
6. Просветительская работа
7. Экспертная работа
8. Организационно-методическая работа
Консультативная деятельность
Это оказание помощи детям, их родителям, педагогическим работникам по вопросам развития и воспитания посредством специально организованных консультаций (групповых, индивидуальных).
Просветительская, экспертная, организационно-методическая работа
Просветительская работа проводится в виде лекций, семинаров, выступлений на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях и т. д.
К экспертной работе относится участие в работе ПМПК, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих участия специалиста в разъяснении ситуации.
К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:
— анализ и планирование работы;
— повышение квалификации, самообразование;
— анализ научно-методической литературы, нормативно-правовых документов;
— участие в семинарах, совещаниях, конференциях, методических объединениях;
— оформление кабинета и др.
Помещение кабинета условно поделено на зоны:
1.Зона. Логопедическое обследование и диагностика речи детей
2.Зона. Развитие артикуляционной моторики и постановка звуков.
3.Зона. Развитие речевого дыхания.
4.Зона. Развитие мелкой и общей моторики.
5.Зона. Автоматизация звуков речи.
6.Зона. Дифференциация звуков речи.
7.Зона. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи.
8. Зона. Обучение грамоте, коррекция нарушений процессов чтения и письма.
9. Зона. Коррекция психических процессов.
10.Зона. Наглядные пособия.
11.Зона. Рабочее место учителя-логопеда и ТСО.
12 Зона. Методическое обеспечение учебного процесса
Все групповое пространство группы распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.
В группе есть центры:
Центр двигательной активности уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей. В центре двигательной активности, не имеется закрепленного к стене спортивного комплекса, физкультурного мата, мини-стеллажа для хранения спортивного инвентаря, которого недостаточно.
Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) размещен компактно и находится в доступном для детей месте. Имеется место для хранения бумаги, размещено оборудование для изобразительной деятельности, коробки с природным материалом.
Центр конструирования достаточно оснащен разнообразными видами детских конструкторов. Имеется конструктор «Лего» и альбом со схемами поделок, сделанный воспитателями. В центре конструирования достаточно строительного материала - пластмассовые модули, деревянный строительный материал, бросовый материал. Конструирование с данным материалом помогает развивать математические способности и логическое мышление. Работа с крупным строительным материалом в команде способствует приобретению социальных навыков, дает опыт совместного решения проблем. Однако в центре нет схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей
Центр театрализации и музицирования. Достаточно оборудования, которое позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей. Имеются в маски и предметы, которые дают детям возможность разыграть сценки из знакомых сказок. В этом центре имеется кукольный театр. Центр требует наполнения театрализованными костюмами, и костюмами организации сюжетно-ролевых игр.
Уголок природы расположенный непосредственно у окна имеет стеллаж, на котором расположены комнатные растения и инструменты для ухода за ними. Основное место занимает календарь природы, который помогает знакомить детей со временами года, состоянием погоды, с объектами неживой природы. Имеются картинки для организации дежурства
в уголке природы, достаточно растений, которые входят в примерный список для старшей группы. Рядом находится уголок для экспериментирования, в котором есть разнообразные материалы для экспериментирования с водой, песком; природный материал (камни, ракушки, шишки); картотека игр – экспериментов.
В учебной зоне размещены: центр творчества, центр конструирования, мини-библиотека, с достаточным количеством книг (книжный уголок), уголок сенсомоторного развития и центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций.
Столы размещены в соответствии с нормами СанПиНа (высота столов и стульев соответствует росту детей). Центр оснащен простой переносной доской.
В группе имеется патриотический уголок с демонстрационным материалом для обеспечения духовно-нравственного и этико-эстетическое воспитание детей.
Музыкальный зал - это место, где дети получают сильные эмоциональные впечатления.
Музыкальный зал - это волшебный островок в детском саду, на котором дети и взрослые получают возможность реализоваться в разных видах музыкально-театральной деятельности.
Музыкальный зал - это площадка для утренней гимнастики, место для ежедневных музыкальных занятий и развлечений, концертная и театральная сцена, музыкальная гостиная и место для встреч с родителями и педагогами
Музыкальный зал ДОУ: оборудован в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения детей в детском саду.
В музыкальном зале имеются: фортепиано, детские музыкальные инструменты. Для организации педагогического процесса есть весь необходимый наглядный и дидактический материал, соответствующий принципам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам. В музыкальном зале проводятся музыкальные занятия, праздники, развлечения, спектакли; физкультурные развлечения, досуги. Зал просторный, светлый и красиво убран, особенно во время проведения праздничных утренников.
Главные функции музыкальных руководителей нашего ДОУ:
Реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, театральной терапии с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога - психолога, медицинских показаний ребёнка и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества.
Музыкальная деятельность в детском саду предполагает усвоение детьми определенных знаний, приобретение необходимых умений, навыков, накопление музыкальных впечатлений. Это достигается благодаря правильной организации музыкальных занятий, праздников и развлечений, а также руководству воспитателей (хотя и косвенному) самостоятельной музыкальной деятельностью детей.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
LEGO - технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО, потому что:
• Позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»;
• Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;
• Способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать в коллективе.
В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО - технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.
Цель: создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии LEGO - конструирования.
Задачи:
1. Создать педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса;
2. Развивать конструктивные навыки, творческие, познавательно - интеллектуальные способности воспитанников средствами технологии LEGO – конструирования;
3. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
Специализированный кабинет педагога-психолога предназначен для квалифицированной консультативно-методической, психологической, психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам по вопросам обучения.
Основная задача: обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей в образовательном учреждении.
Основной принцип работы: индивидуальный подход к детям.
Психологическая работа осуществляется по следующим направлениям:
- Психопрофилактическая работа.
- Психодиагностическая работа.
- Развивающая и психокоррекционная работа.
- Консультативная работа.
- Психологическое просвещение и образование.
Документация педагога-психолога:
- Годовой перспективный план работы педагога психолога.
- Журнал индивидуальной и коллективной форм работы
- Журнал консультаций педагогов и родителей
- Программы диагностической, психопрофилактической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы
- Циклограмма
Материально-техническое оснащение и организация пространства кабинета
Эффективность функционирования психологического кабинета базируется на соответствующих требованиях, методическом и организационном обеспечении, и подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием.
Наличие оборудованных библиотек
В нашем мире стремительно развивающихся технологий, киноиндустрии и массмедиа ребёнок не должен растеряться и лишиться возможности обрести верного и мудрого спутника жизни — книгу. Она открывает мир вечных ценностей, учит доброте в увлекательной для детей форме. Рассматривая обложки и иллюстрации книжек, ребёнок совершенствует навыки зрительного восприятия. Из рассказов и сказок дети извлекают новую информацию — так развиваются познавательно-исследовательские способности. Образы литературных героев и фрагменты прослушанного сюжета появляются в сюжетно-ролевых играх и рисунках воспитанников — приобщение к миру литературы способствует раскрытию творческого потенциала, активизации воображения. На основе любимых книжных историй проводятся игры-драматизации и разучиваются диалоги по ролям — уделяется внимание речевой деятельности ребёнка.
Цель организации книжного уголка в детском саду — создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы. Рекомендуется привлечение родителей к составлению материальной базы уголка, а также проведение консультаций о поощрении читательских интересов детей, важности обсуждения прочитанных книг в семейном кругу.
Задачи книжного уголка
Общими для всего процесса обучения в ДОУ задачами библиотечного уголка являются:
1. Образовательные задачи
- создание положительной мотивации к обучению чтению;
- знакомство с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями;
- знакомство с классиками детской литературы;
- обучение поиску знаний в художественных текстах.
2. Развивающие задачи
- формирование и развитие навыка восприятия образов художественной литературы и фольклора;
- развитие эмоционального отклика на содержание книг;
- развитие способности соотносить графическое изображение с прослушанным текстом;
- формирование мыслительных способностей: сравнения, анализа, выделения главного, формулировки выводов;
- развитие памяти и фантазии;
- стимулирование речевой активности, пополнение словарного запаса.
3. Воспитательные задачи
- привитие любви к литературе;
- воспитание бережного отношения к книге посредством изучения правил пользования книжным уголком и выполнение трудовых поручений;
- нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности и т. д.
Воспитатель подбирает книги и составляется план занятий в книжном уголке с учётом возрастных особенностей детей.
Наличие оборудованных объектов спорта
Описание использования физкультурного зала.
Для успешной деятельности инструктора физической культуры в образовании важно обеспечить его оборудованием и организовать рабочее пространство. Эффективность функционирования физкультурного зала детского сада базируется на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием.
Физкультурный зал располагаются на третьем этаже детского сада. Цвет стен, пола, подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Оборудование установлена в контексте общей композиции. Освещение в кабинете соответствует нормам СанПИНа. Предназначен для проведения организованной образовательной деятельности, развлечений и спортивных праздников
Образовательная область физическая культура направлена на
Развитие физических качеств (сила, скорость, гибкость, выносливость, координация)
Накопление обогащение двигательного опыта (овладения основными видами движения)
Формирование потребности в двигательной активности.
Виды деятельности:
утренняя гимнастика;
занятия по физической культуре;
физкультурные досуги, праздники, развлечения;
консультативная работа;
коррекционно-профилактическая работа с детьми;
индивидуальная работа с детьми.
Набор материалов и оборудования, необходимых для организации физического развития
Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Разнообразие оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).
С учетом задач работы инструктора помещение территориально включает несколько зон, которые имеют специфическое назначение и соответствующее оснащение.
Зона занятий по физической культуре.
спортивный зал, шведская стенка, кубы, гимнастические скамейки, обручи, мягкие модули, мячи для фитнеса.
Двигательно – игровая зона
- Укреплять здоровье детей;
- Развивать двигательные навыки и физические качества;
- Расширять двигательный опыт;
- Создавать положительный эмоциональный настрой.
Зона спортивного оборудования:
- традиционного,
- нестандартного
Разнообразие организации двигательной деятельности детей
- Формировать умение использовать спортивное оборудование на занятиях и в свободной деятельности;
- Создавать вариативные, усложненные условия для выполнения двигательных заданий;
- Оптимизация режима двигательной активности;
- Повышать интерес к физическим упражнениям;
- Расширять круг представлений о разнообразных видах спортивного оборудования, его назначении.
Зона метания
- Ознакомление с различными способами метания
- Развивать глазомер;
- Закреплять технику метания;
- Укреплять мышцы рук и плечевого пояса.
Зона прыжков
- Создание условий для обучения прыжкам разного вида в соответствии с возрастом и Программой
- Обучать технике прыжков;
- Развивать силу ног, прыгучесть;
- Использовать специальное оборудование.
Зона «Спортивный комплекс»
- Создание условий для удовлетворения потребности в двигательной активности. Овладеть техникой различных способов и видов лазанья;
- Развивать ловкость, силу, смелость при выполнении упражнений на кольцах, перекладине.
Коррекционно — профилактическая зона
- Укрепление здоровья детей, осуществление профилактики от плоскостопия. Содействовать профилактике и развитию опорно-двигательного аппарата с помощью простейших тренажеров, и использования нестандартного оборудования;
- Овладеть навыками самооздоровления.
Рабочая зона. Кабинет физинструктора
Письменный стол, шкафы для хранения методических материалов, спортивный инвентарь для занятий физкультуры.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
В ДОО созданы материально-технические условия, обеспечивающие:
- Возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы образования;
- Выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность; оборудованию и содержанию территории; помещениям, их оборудованию и содержанию; естественному и искусственному освещению помещений; отоплению и вентиляции; водоснабжению и канализации; организации питания; медицинскому обеспечению; приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность; организации режима дня; организации физического воспитания; личной гигиене персонала;
- Выполнение требований пожарной безопасности и электробезопасности;
- Выполнение требований по охране здоровья обучающихся и охране труда работников;
- Возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ, в том числе детей- инвалидов к объектам инфраструктуры Организации.
При создании материально-технических условий для детей с ОВЗ учитываются особенности их физического и психического развития.
ДОО оснащена полным набором оборудования для различных видов детской деятельности в помещении и на участке, игровыми и физкультурными площадками, озелененной территорией.
В ДОО есть всё необходимое для всех видов воспитательной и образовательной деятельности обучающихся (в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:
- учебно-методическое сопровождение Программы;
- помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;
- оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства обучения и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста, содержания Программы образования;
- мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного, театрального, музыкального творчества, музыкальные инструменты;
- административные помещения, методический кабинет;
- помещения для занятий специалистов (логопед, педагог-дефектолог, педагог-психолог); помещения, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психологического здоровья, в том числе медицинский кабинет; оформленная территория Организации.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Информационные системы ДОО включают в себя: электронную почту, локальную сеть в выходом в Интернет, установлен Wi-Fi, разработан и действует официальный сайт образовательного учреждения.
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Одним из направлений в деятельности ДОО является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективновсти и качества образовательного процесса и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).
Собсбственные электронные образовательные ресурсы.
Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы:
- электронная образовательная платформа Сферум: https://web.vk.me/convo/2000000012
- социальное сообщество в ВК: https://vk.com/mdou_396
Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы.
Эти ссылки на информационно-образовательные ресурсы могут быть Вам полезны:
Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru